В грязи утопает дорога.
Оттаяли мысли и сны.
В душе поселилась тревога.
…
Оставила душу зима…
Легка, как небесная милость,
Где даже полночная тьма
Промерзшая, насквозь
светилась…
В последней приведенной строчке важно, где стоит запятая, поэт считает нужным поставить знак препинания после слова «промерзшая», и выходит, что глухая и зловещая тьма, какой она представлялась ранее, оказывается, светилась таинственным, хоть и холодным светом, изнутри, «насквозь». Сильный, кажущийся парадоксальным образ, который – и всего лишь он один – делает безапелляционные наши разговоры о потемках прошлого двусмысленными и легковесными.
У поэта есть еще один распространенный мотив – осознание недостойности спасения, но надежды на него. «Сокрушает жизни битва,/ Но спасает вновь и вновь,/ Нерадивая молитва, / Бестолковая любовь». Этот мотив «нерадивой» молитвы, тщеты, побеждаемой надеждой, встречается и в других стихах, вызывая ассоциацию со знаменитым стихотворением Баратынского: «Мой дар убог, и голос мой не громок,/ Но я живу, и на земли мое/ Кому-нибудь любезно бытие…» Это не кокетство, не бравирование самоуничижением паче гордости. В обоих случаях слышно рациональное, если не критическое, чуть-чуть ироничное отношение к бытию как таковому – и своему собственному в отдельности.
Стихи Мизгулина ценны прежде всего тем, что рождены и обращены к исключительно отечественным явлениям, таким как судьба поколения 40–50-летних. Как ни странно, это большая редкость, множество русскоязычных авторов сосредоточены на культуре вообще, перечислять влияния – замучаешься. У Дмитрия Мизгулина очевидных влияний не просматривается, основная роль отведена личному высказыванию. Уже потом в результате обобщений, попыток классификации приходят мысли о всемирном генезисе творчества и каких-нибудь социоэстетиках. Мерило объективности в данном случае – не вписывание в контекст, а полнота высказывания самостоятельной творческой личности.
Источник Независимая газета.
Декабрь, 2019