Беседовал Андрей Фатеев
Сегодня президенту Ханты-Мансийского банка, члену Союза писателей России Дмитрию Мизгулину исполняется 50 лет. Мы поинтересовались у юбиляра, как столько лет уживаются в нем банкир и поэт...
Непересекающиеся миры
— Дмитрий Александрович, в одном из интервью вы сказали, что работа и поэзия — непересекающиеся миры. Неужели они совсем-совсем не пересекаются?
— Ну а как они могут пересечься?
— Муза, скажем, неожиданно прилетела.
— А с какой стати она должна сюда прилетать? Но если серьезно, я сейчас веду исследование жизни известных писателей. Старик Державин, как назвал его юный Пушкин, возглавлял Коммерц-коллегию, ведавшую внешней торговлей Российской империи. Поэт и переводчик Владимир Бенедиктов служил секретарем министра финансов России, входя в правление Государственного банка. Известный славянофил, поэт и публицист Иван Аксаков возглавлял правление Московского общества взаимного кредита. Поэт-романтик и литературный критик князь Петр Вяземский, принимавший участие в судьбе Пушкина до самой его смерти, возглавлял Государственный заемный банк. В русской традиции многие писатели являлись весьма успешными людьми. Большинство тех, кто оставил след в литературе, очень хорошо считали деньги. Да и отношение к литературе в обществе до недавних пор было совсем иным. Это сегодня люди, прочитавшие книгу, столь же редки, как космонавты. Обратите, кстати, внимание, как печатают книги...
— Аршинными буквами!
— ...и на бумаге толстой, такой, что получается целый том: каким мылом очередная «звезда» мыла руки. А фактов там — на одно газетное интервью!.. Работа, конечно, дает импульс литературе. Я напишу когда-нибудь большой сатирический роман о нашей жизни, порадую читателей.
Между физикой и лирикой...
— Вы представляли в молодости свой жизненный путь?
— Да кто в молодости всерьез задумывается о будущем? Осознанность приходит позднее. Родился я в Мурманске, но поскольку вузов там было раз-два и обчелся, поехал в Ленинград. Хотел стать историком. Но вы же знаете, как в семнадцать лет бывает: куда друзья — туда и я. К тому же в Ленинградском электротехническом институте связи, куда я поступил, была хорошая спортивная команда. А я в детстве и юношестве не мыслил себя без спорта. Увлекался лыжными гонками. Отучившись пару лет, опомнился: электротехника — не мое! Осциллографы мне не очень-то подчинялись. Вот после второго курса и перевелся в финансово-экономический институт.
— Что повлияло на ваш выбор? Большие деньги?
— Да какие деньги! Когда выбирал стезю экономиста, это была одна из самых низкооплачиваемых профессий. Просто я искал нечто среднее между физикой и лирикой, между точными и гуманитарными науками. Так и пришел в экономику. О чем нисколько не жалею. Всю жизнь занимаюсь экономикой и финансами.
Развилки судьбы
— Вам часто приходилось выбирать?
— Как говорится, жизнь — не тротуар Невского проспекта. Вся жизнь состоит из длинной цепи выборов и раздумий у развилок дорог... После института призвали в армию. Два года был начальником финансовой службы воинской части в Закавказье.
— Если бы остались тогда в армии, глядишь, до генерала бы дослужились.
— Может, и дослужился бы. Но я вернулся в Ленинград, работал на одном из ведущих военно-промышленных предприятий. А в 1991-м произошли всем известные события, и оборонный комплекс полетел под откос, конверсия плавно перетекла в конвульсию. Друзья-товарищи и пригласили меня в только открытый питерский филиал «АвтоВАЗбанка» — заместителем управляющего по экономической и кредитной работе. Так 20 лет назад я переквалифицировался в банкиры.
Пошел тропой декабристов...
— Осенью 2001-го, когда вы совершенно неожиданно променяли столичный Санкт-Петербург на провинциальный Ханты-Мансийск, питерские газеты пестрили заголовками: «Петербургский банкир пошел тропой декабристов», «Директор Инкассбанка ушел в лесотундру»... Как вам лесотундра сегодня — по прошествии десяти лет?
— Мне тогда только-только исполнилось 40 лет. Хотелось испытать себя в новом, более масштабном деле. А по поводу лесотундры и медведей на улицах... Все это мифы для людей с ярко выраженным столичным менталитетом. За шесть лет в Инкассбанке я исколесил всю страну, от Балтики до Тихого океана. Открывал филиал и в Тюмени. И прекрасно представлял всю нашу страну. Вполне возможно, если бы мне предложили возглавить банк в Костроме или Калуге, я бы отказался. Но Ханты-Мансийский банк!.. Мало того, что он был учрежден правительством ведущей нефтеносной провинции мира — наиболее экономически развитого региона планеты. Таких перспектив, как он, не имело, пожалуй, ни одно кредитное учреждение страны. Тем более что на работу меня пригласил сам губернатор Югры Александр Васильевич Филипенко.
— И какие масштабные задачи определил вам Александр Филипенко?
— До моего прихода Ханты-Мансийский банк напоминал кассу при правительстве Югры. Ничего плохого в этом не было. Собственно говоря, он и создавался в 1992-м для обслуживания бюджетных потоков. В стране тогда царил бартер, живых денег практически не было. Вот каждый регион и выживал как мог. А на заре XXI века стояли уже совершенно иные задачи. Александр Васильевич поставил цель: создать универсальный банк федерального значения, банк-лидер.
— С поставленной задачей справились?
— Судите сами! Когда я пришел, банк имел всего три филиала, теперь у нас без малого полторы сотни отделений и более семисот банкоматов. Во всем банке десять лет назад работали 200 человек, сегодня только в автономном округе трудятся 3,5 тысячи специалистов. Вкладчиков было 4 тысячи, стало — миллион. Активы банка выросли в 25 раз! Хотя с 2005 года все бюджетные потоки, доля которых некогда зашкаливала за 80%, ушли в федеральное казначейство.
Народный банк
— Но несмотря на «уход» бюджетных денег вы продолжаете помогать правительству Югры решать социальные проблемы на территории автономного округа?
— Конечно, мы оказываем помощь и поддержку, только за последние годы на реализацию различных социальных программ направили свыше миллиарда рублей. Помогаем возрождать храмы, поддерживаем пенсионеров, инвалидов, ветеранов. Не забываем талантливую молодежь, учредили именные стипендии для лучших студентов. Выступаем спонсором многочисленных чемпионатов и фестивалей. Вот это помощь. Все остальное — бизнес. Банк оказывает массу услуг. Только через наши банкоматы можно провести более 140 безналичных операций: и за квартиру заплатить, и вклад пополнить, и кредит погасить, и деньги получить. Продвинутые пользователи просто не мыслят уже своей жизни без дистанционного банковского обслуживания, совершая платежи через мобильный телефон или Интернет.
— Если продолжить разговор о бизнесе, то без вашего банка не обходится, похоже, ни один крупный проект в регионе.
— Действительно, Ханты-Мансийский банк является лидером ипотечного кредитования. Финансируем строительный комплекс. При кредитной поддержке банка только в Ханты-Мансийске возведены студенческий городок и Югорский госуниверситет, Центр искусств для одаренных детей Севера, Ледовый дворец... На запуск завода «ЛВЛ-Югра» по выпуску клееного шпонированного бруса в свое время привлекли синдицированный кредит в 1,2 миллиарда рублей. Поддерживаем рублем и другие инвестиционные проекты. Наш кредитный портфель сопоставим с бюджетом Югры! Привлекаем на территорию немалые федеральные деньги от Внешэкономбанка и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Являемся официальным оператором АИЖК в регионе. Счет идет на многие миллиарды рублей! Естественно, деньги нам дают не за красивые глаза. Просто Ханты-Мансийский банк является самым крупным в Уральском федеральном округе, да и далеко за его пределами. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что мы зарабатываем неплохую прибыль и ежегодно вносим в копилку окружного бюджета не менее миллиарда рублей налогов.
Маховик набирает обороты
— Столичный НОМОС-банк, ставший в прошлом году владельцем контрольного пакета Ханты-Мансийского банка, не так давно заявил о намерении выкупить у правительства Югры оставшиеся 44,2% акций, доведя свою долю до 100%. Чем грозит смена собственника?
— Никаких угроз абсолютно нет. Новый собственник придаст дополнительный импульс развитию. Продажа правительством Югры акций банка — общефедеральный тренд. Со временем приватизируют все государственные активы. И правильно! Не дело государства заниматься бизнесом. А когда начинают пугать потерей контроля, я отвечаю вопросом: кто мешает лично вам пойти и купить акции? Тот же НОМОС-банк сегодня на 25% принадлежит международному капиталу. Они разместили свои акции на фондовом рынке...
— Возможна ли потеря Ханты-Мансийским банком своего бренда?
— Если люди что-то покупают, то покупают прежде всего хорошо раскрученный бизнес и, соответственно, заслуживающий доверие бренд. Какой смысл его менять?
— Ваш банк работает сегодня как часы. Вам не скучно?
— Механизм действительно работает без сбоев. Но скучать точно не приходится. Мы выходим на новые рынки. Открыли отделения в Екатеринбурге, Омске, Кургане, выкупили контрольный пакет акций Новосибирского муниципального банка. Наш Санкт-Петербургский филиал занимает в Северной столице пятое место по объемам выданных ипотечных кредитов. Активно развиваем так называемые мобильные точки продаж. Любой пассажир авиакомпании «ЮТэйр», например, в аэропорту Внуково перед вылетом может открыть у наших агентов кредитную карту с лимитом на 30 тысяч рублей. Причем совершенно бесплатно, а затем при необходимости увеличить лимит до полумиллиона. Начинаем в наших кассах и через агентов оформлять страховые полисы и договоры дополнительного пенсионного обеспечения Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда. Сейчас улетаю в Минск, у нас много совместных проектов с белорусскими коллегами... Так что маховик по-прежнему набирает обороты.
Когда прилетает муза
— А муза все-таки когда вас посещает? На борту самолета или в ночной тиши?
— По-разному бывает. Раньше носил с собой записную книжку, сейчас умные мысли все больше в телефон записываю. Вообще-то раньше я писал рассказы, пьесы и даже исторические романы, но на прозу просто физически не хватает времени. Вот и рассудил: попишу стихи между большими «полотнами». Но до крупных форм по причине вечного цейтнота так и не добрался.
— Помните свои первые творения?
— Сейчас и не вспомнишь. Ведь писать я начал, как только выучил буквы. А вот осознанно занялся творчеством с 1978-го, когда переехал в Питер и стал посещать клуб молодого литератора. Там меня и завербовали в писатели. Через два года «Комсомолец Заполярья» впервые опубликовал мое стихотворение. Затем стихи и рассказы стали появляться в ленинградской прессе. В 1987-м, вернувшись из армии, поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького, творческий конкурс был тогда человек 80 на место. Первая книга — «Петербургская вьюга» — вышла в 1992-м. К слову, свою первую книгу я готовил к печати несколько раз. Сначала она называлась «Неоновое небо». Это был 1983-й. В нее вошли юношеские стихи. Потом работал над книгой «География души» — ее тоже высыпали из набора, уже по причине финансового кризиса... К сожалению, мои ранние рукописные романы — о французской революции и восстании Петра Болотникова — сгорели дотла, как у Гоголя... Меня все время тянуло к истории, философскому осмыслению жизни.
Не можешь изменить жизнь — измени к ней свое отношение
— Не отсюда ли столь философское отношение к самой жизни?
— Кто-то из великих сказал: если не можешь изменить жизнь, измени к ней свое отношение. Поэтому я всегда трезво смотрел на жизнь. А потом, что значит философски? В жизни есть какие-то принципиальные вещи, когда ты должен стоять насмерть. Ты сам для себя очерчиваешь некий рубеж — не воруй, не предавай! — который не можешь перейти в своих убеждениях. Все остальное — дело вечного компромисса.
— Но все-таки, как вы относитесь к жарким дискуссиям и непримиримым баталиям на заседаниях комитетов окружной Думы?
— Меня упрекают порой: ну почему вы редко выступаете? Я отвечаю: выступают на арене цирка, а депутат должен работать. Сегодня вряд ли кто рискнет заявить, что бюджет в Югре не социально-ориентированный. Еще как ориентирован! Сколько денег выделяют в округе на жилищные программы и дополнительное пенсионное обеспечение! Назовите мне хоть один другой такой регион! Да, есть детали, о которых можно спорить: хорошо или плохо?! Но за все в конечном итоге отвечает исполнительная власть. Нужно не просто с жаром критиковать правительство, а вносить конструктивные предложения и, главное, добиваться их исполнения. В этом, как депутат, я и вижу свою задачу. Чтобы дороги, детские сады, больницы, клубы, спортивные сооружения на территории, от которой я избран в окружную Думу, попали в планы капитального строительства и получили соответствующее бюджетное финансирование. Чтобы законы работали на благо большинства югорчан.
Хочется все успеть
— Как удается совмещать деятельность президента банка, председателя думского комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, почетного консула Чехии, массу иных общественных занятий, да еще и творчество?
— Все не так уж и сложно. Во многом социально-экономическая жизнь региона вращается вокруг нашего банка. Он как бы аккумулирует в себе финансовые решения, за которыми стоят люди. Тут нет никаких противоречий. В основе бизнеса лежат человеческие взаимоотношения.
— Судя по всему, ритм у вас весьма напряженный. Вся жизнь — по звонку будильника?
— Нет, встаю сам — в 6-30, а уже в семь — на беговой дорожке или на лыжах в лесу, или в бассейне. Благо в Ханты-Мансийске для занятий спортом есть все возможности, здесь все рядом, и можно более эффективно распоряжаться временем. После пробежки отправляюсь в банк, а заканчивается рабочий день, как правило, часов в девять-десять вечера. Вот приедет скоро в Ханты-Мансийск делегация Южно-Моравского края и посол Чехии, буду три дня с гостями заниматься. Начнется осенняя сессия — два дня подряд проведу в окружной Думе... Огромное количество работы и контактов идут только на пользу общему делу. Ведь если не жить делом, то очень много потом возникает проблем.
— Если бы в сутках появился 25-й час, на что бы его потратили?
— Все время на что-то тратишь. А жизни осталось не так много прожить. Хочется все успеть. И все книги перечитать. Будь у меня достаточно свободного времени, я бы читал, читал и читал. Особенно классику. К тому же книгу, как заметил сербский писатель Милорад Павич, надо читать дважды: первый раз — когда ты моложе главного героя, второй — когда старше.
Три проекта Дмитрия Мизгулина
— Есть в жизни такой проект, которым вы гордитесь?
— И не один! Первый и самый лучший — моя семья, четыре сына. Второй проект — Ханты-Мансийский банк. За эти десять лет для Югры он стал поистине народным, настолько связан практически с каждым жителем региона! Он стал неотъемлемой частью жизни автономного округа.
— А как же литература?
— Это третье и тоже главное. Если говорить о вечных делах, это то, что останется после меня. Жить будет только слово.
— Признайтесь, в чем секрет вашего успеха?
— Да ничего тут особо сложного нет. Работай — и тебя заметят!
— Ощущаете свои 50?
— Сам удивляюсь: абсолютно ничего не произошло. Просто в нашей стране принято, что 50 — круглая дата и ее надо как-то отмечать... Нет, вру. Есть проблема — перестали расти спортивные результаты. Видимо, я уже не пробегу дистанцию быстрее, чем бегал в сорок лет. Но я нашел неплохой выход: буду осваивать новые виды спорта.
Беда не в дураках и не в дорогах,
А в том, что, потеряв свой путь в глуши,
Мы с покаяньем не взыскуем к Богу,
Не веруем в бессмертие души.
Дмитрий Мизгулин.
Дмитрию Мизгулину — 50!
Уважаемый Дмитрий Александрович!
От имени депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и от себя лично поздравляю Вас со знаменательной датой — 50-летием со дня рождения!
Ваш жизненный путь отмечен высокими государственными и общественными наградами. Он служит наглядным примером того, каких профессиональных высот может достичь целеустремленный, ответственный человек, обладающий незаурядным талантом организатора и яркими качествами лидера.
Политический опыт, стремление к общественно значимым результатам труда, компетентность позволяют Вам плодотворно осуществлять депутатскую деятельность в Думе автономного округа, принимать активное участие в процессе законотворчества. Являясь председателем комитета по бюджету, финансам и налоговой политике окружного парламента, Вы эффективно решаете задачи, направленные на повышение уровня жизни югорчан. Время доказало, что избиратели не ошиблись в своем выборе, оказав Вам высокое доверие.
Примите слова искренней благодарности за многолетнее, преданное служение интересам автономного округа. Пусть достигнутые Вами цели станут уверенным шагом к новым достижениям во имя процветания югорской земли, благополучия ее жителей.
Борис Хохряков
председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Дорогой друг и соратник по делам фонда «Возрождение Тобольска»!
Поздравляю тебя, замечательного русского поэта, блистательного экономиста и финансиста, истинного русского мецената и подвижника, с настоящим первым юбилеем! Здоровья и новых творческих побед!
О юбилее Поэта стоит, наверное, говорить его же стихами. Во всяком случае, цитировать их:
Привычный путь до отчего порога.
Сложилось так, не знаю почему,
Куда бы ни вела меня дорога,
Я возвращаюсь к дому своему…
Судьба народа и судьба страны — это и твоя судьба, Дмитрий. Зачем желать тебе что-либо, если у тебя есть все и есть главное — собственный путь. Остается только сказать твоими же строками:
Иди вперед своей дорогой,
Без суеты и не спеша.
И помни лишь одно — для Бога
Твоя бессмертная душа.
А мы, твои друзья, помолясь, за тобой…
Аркадий Елфимов
председатель общественного фонда «Возрождение Тобольска»