В 2011 году вышел сборник современного поэта из Ханты-Мансийска Д. Мизгулина «В зеркале изменчивой природы». Он во многом необычен. Дело в том, что каждое стихотворение (а их в сборнике пятьдесят) существует не изолированно, а в связке с фотографиями А. Елфимова в художественной обработке с помощью компьютерной графики В. Валериуса. Думается, что мы имеем дело новым поэтическим жанром, который условно можно назвать его «изопоэзией». Для фотографа и книжного графика важно было почувствовать мелодию стиха, обобщить до предела тот эмоциональный звук, который услышан в слове. В отдельности замечательны и стихи, и картины, но их дуэт дает совершенно новое ощущение. То ли картина дополняет стихи, то ли стихи проясняют картину.
Для настоящего поэта Слово несет в себе божественный смысл. Оно существует не ради какого-либо определения, а для того, чтобы выразить свою душу в стихах. Истинный поэт не только слышит слово, оно для него обладает пластикой, цветом, красотой. Не случайно некоторые поэты в процессе рождения стиха делают на полях рукописей рисунки (вспомним зарисовки Лермонтова, рисунки Пушкина). Если посмотреть на эту проблему уже с высоты нашей современности, то можно отметить интересную особенность. Многим поэтам становилось тесно в рамках вербального искусства, и они пытались оживить стих средствами искусства визуального. Здесь и «Цветной сонет» А. Рембо, и поэтические опыты футуристов, и видеомы А. Вознесенского. Однако синтез искусств можно принять лишь тогда, когда это не голое экспериментаторство, а желание полнее и ярче раскрыть свою мысль.
Трио Мизгулин-Елфимов-Валериус - явление во многом уникальное в современном искусстве и современной книжной графике. Уникально и само издание сборника. Я не хочу долго останавливаться на этом, потому что в данном случае понадобится целое научное исследование. Важно, чтобы читатель понял, что перед ним отнюдь не иллюстрации к стихотворениям. Больше того, возьму на себя смелость утверждать, что если бы художники решили поднять на уровень настоящего искусства творчество какого-либо среднего поэта, целостность изобразительно-выразительной ткани была бы сразу нарушена. Картины будут существовать сами по себе, а к ним придатком пойдут серенькие стихи. Должна быть родственность душ, взглядов, что мы и видим в данном случае. Художник и поэт, объединившись, стремятся увидеть и понять красоту и гармонию искусства, привнести в мир свет истины.
Художественная система Дмитрия Мизулина определяется неповторимой концепцией мира и человека, что обусловило своеобразие решения многих традиционных тем и проблем, глубину философских, этических и эстетических взглядов, оригинальность поэтического стиля. В поэзии Мизгулина (и это главное) присутствуют ценностные нравственно-философские категории, связанные с понятием родины, родного дома, православной веры, гармоничными отношениями между человеком и природой. Православная основа русского бытия всегда была сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Религиозное м прочувствование в стихах Дмитрия Мизгулина обнаруживается постоянно. Достаточно назвать «Рождество», «Морозы грянули. Крещенье...», «Ангел-хранитель», «Утренний ангел», «Погаснут светила в полуденный час...», «Духов день». Замечу, что это связано с религиозным поиском, который прослеживается во всей книге. Думается, что А. Елфимов и В. Валериус увидели ядро поэзии Мизгулина не в каких-то внешних проявлениях, а в сердцевине русского духа, русской души. Как скажет поэт: «Чтобы осень жизни принижая,/ Гроздь рябины жадно сжав в горсти,/ Журавлей последних провожая,/ Мне покой и веру обрести. («Свадьбы. Дни рождения. Крестины...»). Удивительно тонко почувствовали православное слово Д. Мизгулина Елфимов и Валериус. Картины, как и стихи поэта, словно обращены за линию горизонта в Божественное неведомое. Так, в стихотворении «Снежный ангел» поэтическое слово погружается в какой-то вселенско-апокалиптический водоворот. И мы не знаем, что станет с лирическим героем: поглотит ли его мрак житейских страстей либо он выйдет из него преображенным. Автор оставляет выбор за читателем. Молитвенно-созерцателъное отношение к православной вере у Дмитрия Мизгулина как бы расширяет свое значение за счет изображенных на развороте православных храмов с маковками золотисто-небесных куполов, кружения снежинок в заброшенном парке. Человек погружается в православный быт, который ощущается во всем: в человеке, природе, мире.
Святость горнего мира, к которому стремится лирический герой, - это нелегкий путь, путь сомнений, ошибок и падений. Не отсюда ли та «немая тревога», с которой мчатся облака? Ибо внутренний труд по очищению своего сердца от соблазнов очень тяжел. И поэт не учит, не изрекает высокие истины, не встает в позу проповедника - он сам проходит этот путь, сам ищет духовные опоры.
Следует обратить внимание и на поэтическую функцию памяти в художественном сознании Дмитрия Мизгулина. Это не только источник прошлой информации, но и форма выявления вечных категорий: добра, веры, любви к людям. Можно назвать такие стихи, как «А вспомнишь - на память приходят не даты...», «Нашей памяти долгий свет...», «Бессонница», «Похоже, слишком много знаю...», «Память», «Жизнь не просто прошла - пролетела...» и др. Экспрессивно- личностное начало в последнем стихотворении усиливается исповедальной формой. Акцент делается на сокровенных мыслях и чувствах автора.
Есть незыблемые основы человеческой жизни, не подверженные времени, политике, идеологии. Может быть, именно поэтому Д. Мизгулин так внимателен к общечеловеческим проблемам. Философские размышления автора и его героя о смысле жизни, о подлинных и мнимых ценностях, стремление подвести итоги пройденного пути образуют особый психологический комплекс. Важнейшими для поэта оказываются проблемы смысла жизни, личностного самоопределения. Устойчивый интерес поэта к этим вопросам свидетельствует о выраженной философичности его поэзии и универсализме художественной картины мира, который достигается во многом благодаря синтезу живописи и поэтического слова.