Филателисты, нумизматы, бонисты, фалеристы, филокартисты, филофонисты… У большинства коллекционеров, специализирующихся на собирании конкретных предметов и материалов, есть свой «профессиональный» термин, по которому сразу же можно определить круг их пристрастий и интересов. Даже те, кто собирает колокольчики, объединены в особую группу – кампанофилисты! Вот только для тех, кто среди множества любопытных вещей отдал предпочтение солонкам – да-да, обычным ёмкостям, в которые насыпают соль, чтобы поставить её на стол! – особого определения пока не нашлось. Однако это не мешает им заниматься не только пополнением «реестра» солонок, но и систематизацией коллекций, которые могут поведать немало интересного о событиях давно минувших лет, временах и нравах. Разумеется, при условии, что их коллекции не спрятаны за семью печатями и могут быть представлены публике – в музейных экспозициях, каталогах, на фотогалереях или видео-презентациях Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» издал великолепный альбом-каталог «Солонки. Коллекция Дмитрия Мизгулина». Это уникальное – и по содержанию, и по полиграфическому исполнению – издание адресовано не только историкам, научным работникам, ювелирам и солонконистам (назовем их так, коли это «коллекционное направление» покуда безымянно), но и всем тем, кто интересуется историей России, развитием русского серебряного дела.
О КАТАЛОГЕ
Каталог коллекции Мизгулина, насчитывающей свыше 200 произведений европейского, российского и советского ювелирного искусства XIX и XX веков, конечно же, требовал особого оформления, особой эстетики, созвучными благородным, изящным, оригинальным изделиям из серебра, фотографии которых и составили альбом. И, надо отдать должное издателям, – они прекрасно справились с этой непростой задачей. Фолиант «Солонки. Коллекция Дмитрия Мизгулина», отпечатанный в Италии, получился настоящим полиграфическим шедевром, достойным стать наравне с серебряными раритетами музейным экспонатом. Почти квадратный по размерам и с толщиной форзаца более 4 см – 545 страниц! – он обрамлён в тёмно-синюю бархатную обшивку с выдавленным орнаментом. На обложке, в тонкой серебряной рамке, вокруг изображения круглой солонки с затейливым узором по краю, легко прочитывается тиснённые серебром название коллекции и имя её собирателя.
Строго, элегантно, со вкусом.
Приятно взять в руки, провести ладонью по бархату и с трепетом открыть первую страницу… Потом вторую, третью… Пролистать иллюстрации. Но вот неожиданность: плотные глянцевые страницы с изображением солонок…чёрного цвета! Впрочем, секундное замешательство тотчас же сменяется восторгом: а на каком же ещё фоне, как не цвета ночи, можно оттенить и подчеркнуть благородную красоту и блеск старинных серебряных изделий?
На каждое из них отведён разворот. На правой странице с изображением солонки для наглядности «пропечатаны» горизонтальная и вертикальная линейки, по которым можно без труда определить «габариты» коллекционного экземпляра. На левой странице даны краткие характеристики: дата и место изготовления солонки, имя мастера, изображение и описание авторского клейма, материал и способ изготовления, форма и художественные особенности изделия.
Право слово, вёрстка и дизайн «иллюстративной» части каталога – безупречны. После беглого просмотра издания его уже не хочется выпускать из рук. Не терпится, удобно усевшись в кресло, «уйти» в него с головой. Просмотреть и прочитать всё, с самого начала…
Открывает каталог эссе известного книгоиздателя, фотохудожника и литератора-публициста, президента Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова
«Символ верности и носитель святости», в котором он знакомит читателей с историей появления соли и солеварения на Руси, рассказывает о крупных соляных промыслах и известных российских солеварах.
Большой знаток истории Сибири, автор с особым пиететом описывает, как зарождалось солеварение за Уралом, как выросло рядом с соляным источником в Предбайкалье село Усолье (с 1940 года – город Усолье-Сибирское). Это местечко и по сей день считается «сибирской солонкой», обеспечивающей солью не одну Сибирь-матушку, но и Дальний Восток вкупе с Монголией.
Очень подробно Аркадий Елфимов объясняет, какое значение имела эта приправа к еде в жизни наших предков. Соль играла многогранную роль: и практическую, и обрядовую, символическую и даже философскую. В старину соль почиталась наравне с хлебом, была символом богатства, изобилия и гостеприимства, а также верности и дружбы. Не отсюда ли примета: рассыпать соль – к ссоре? Немало примет и житейских правил были связаны, помимо конкретно соли, и с солонками. Например, чем выше был статус человека в обществе, тем ближе к солонке ему разрешалось сесть.
О КОЛЛЕКЦИИ
У выдающегося русского поэта Виктора Бокова есть стихотворение «Соль»:
Помню, что соль
Мы всегда берегли,
Свято хранили
В красивой солонке.
Мы без неё
Даже дня не могли, –
Соль же
Так скромно
Стояла в сторонке!
В стародавние времена русские солонки изготав- ливались из различных материалов – берёсты, дерева, глины, фарфора, стекла, металла… Это были красивые и удобные сосуды с ручками, крышечками и – фигурные, круглые, «угловатые». Резные, расписные, литые, чеканные…
Как пишет Аркадий Елфимов, очень часто солонки делались в форме утицы или лебедя, которые считались в народе символами счастья и семейного благополучия.
Их многообразие вряд ли поддаётся учёту, но на особом счету, конечно же, были серебряные – такая посуда для соли дорогого стоила! В прямом и переносном смыслах, поскольку это были штучные ювелирные изделия из драгоценного металла, настоящие произведения искусства, которые ставились на погляденье всем в центре стола во время трапезы царственных особ и великих князей.
Обычным ремесленникам заниматься такой дорогой утварью было не с руки, только признанные мастера, имеющие собственные клейма, имели право браться за изготовление серебряных солонок. Эти предметы ювелиры в обязательном порядке предъявляли в пробирные учреждения, удостоверяющие меру (пробу) драгоценности металла.
О тонкостях клеймения, о том, какую информацию можно «прочитать» по клейму мастера или артели, а также об известных русских мастерах серебряного дела, их «почерках», классических стилях и «новых фасонах», характерных формах и украшениях солонок, поведала в альбоме-каталоге искусствовед Наталья Яковлева. Для неискушенных читателей и неспециалистов её научно-исследовательская работа «Солонки коллекции Дмитрия Мизгулина» – путеводитель по историческим местам и достопримечательностям. Она посвящает в такие «секреты», без которых вряд ли можно осознать истинную ценность и значимость коллекции солонок, собранных Дмитрием Мизгулиным. Из этой статьи можно, к примеру, узнать, что для русских серебряных изделий XIX века была характерна 84-я проба серебра, соответствующая современной – 875-й.
На клейме рядом с инициалами пробирного мастера был обязателен (до 1899 года) герб города: в Москве – Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона, в Санкт-Петербурге – два скрещеных якоря и скипетр… Примечательно, что в конце каталога читатели смогут найти уникальный справочный материал – «указатель пробирных клейм Российской империи, советских пробирных клейм, именников мастеров, клейм фабрик и фирм», по которым можно идентифицировать ювелирные изделия или, как выражаются специалисты, атрибутировать.
Серебряные солонки, созданные замечательными рус- скими ювелирами, не редко использовались в качестве подарка или сувенира, поэтому помимо клейма и традиционных надписей «Хлъб-соль», «Безъ соли безъ хлъба/половина объда», на них гравировали инициалы владельцев, подписи дарителей, памятные даты, а ещё букву S – первую в слове «соль» в европейских языках: salt – английское, и salz – немецкое.
Коллекция солонок Дмитрия Мизгулина охватывает исторический период «длинною» более 150 лет – с начала XIX века до 1970-х годов недавно минувшего. Иллюстрации в каталоге (фотограф Евгений Лыкин) расположены в хронологическом порядке и распределены по трём разделам: Россия 1800 – 1917, Европа 1825 – 1900, СССР 1927 – 1972 годы. Первой открывает альбом самая почтенная по возрасту солонка – работа московского мастера 1809 года с монограммой IC, изготовленная в форме широкой лоханки с витой ручкой. Солонки с «московской пропиской», как отмечает Наталья Яковлева, составляют наиболее солидную часть коллекции Дмитрия Мизгулина.
О СОЛОНКАХ
В каталоге представлены солонки, выполненные в различных стилях. Есть среди солонок, собранных Мизгулиным, работы мастеров в стиле неорокко. Например, солонка петербургского мастера К. Экквиста – овальная, с фигурными бортами, на высоком основании, выполненная в 1837 году. Немало в коллекции и предметов, которые относятся к так называемому «русскому стилю» с присущими ему «народными» формами – традиционным плетёным орнаментом и крупными цветами. Кстати, одной из таких форм для солонок была форма… чугунка.
В коллекции Мизгулина больше десятка солонок-чугунков, и каких! Скажем, есть среди них солонки фирмы И. Хлебникова – известнейшего московского купца 1-й гильдии, поставщика Высочайшего двора. Простые, казалось бы, по форме, они поражают своим богатым гравированным орнаментом. Как, например, солонка 1891 года, корпус которой украшает широкий «пояс» сложного геометрического плетения. Хотя чаще всего, судя по представленным в альбоме фотографиям, русские мастера выбирали для украшения рельефные и чернёные «растительные» узоры – в виде виноградной лозы, завитков, плетёнок, крупных цветов, «прорисованных с ботанической точностью».
Когда в начале 1900-х годов на смену русскому стилю пришёл модерн, поверхность серебряных солонок стала изобиловать вьющимися стеблями с бутонами и длинными волнистыми листьями. Как наглядные примеры такого пышного украшения – солонки фабрики Василия Сикачёва, мастеров С. Шапошникова, К. Князева и других.
Помимо солонок, изготовленных в форме широких чаш, горшочков, чугунков, бокалов, в коллекции Мизгулина есть редкостные, восхитительные по исполнению сосуды в виде резного трона со спинкой и сиденьем-крышкой на шарнире, а также солонки в виде изумительных ваз с тонкими ручками. Эффектно смотрятся серебряные солонки, края которых украшают пояски «жемчужника» – маленькие шарики, которые мастера «рисовали», используя фигурные вальцы. Стоит отметить, что в ювелирных артелях и на фабриках для изготовления высокохудожественной серебряной утвари применялись самые различные технические приёмы и способы обработки драгоценного металла: штампование, выдавливание, чеканка, золочение (при этом цвет золота мог быть красным, жёлтым, зелёным), гравирование, нанесение цветной эмали…
Богатейшая коллекция солонок Дмитрия Мизгулина даёт возможность увидеть, оценить, сравнить разные техники и качество изделий, виртуозность и художественный вкус мастеров серебряного дела, сопоставить лучшие образцы российских серебряников с западноевропейскими. К слову, самая ранняя зарубежная солонка в коллекции Мизгулина – это работа мюнхенского мастера Л. Волленвебера (1825 год) – солонка прямоугольной формы на узкой длинной ножке с выгравированной на корпусе буквой S с завитками. Честно говоря, каждый коллекционный экземпляр, представленный в каталоге, – это, как говорится, отдельная песня. О любой из солонок можно рассказать занимательную историю. И не только о том, когда и где она была сделана, кому «обязана» своим появлением на свет и кому предназначалась. Но и о том, как она попала к нынешнему владельцу. Коллекционирование, как ни крути, занятие не из простых. И не сиюминутное. И собрание (без кавычек) солонок Дмитрия Мизгулина, безусловно, – явление неординарное, может быть, даже единственное на этом поприще. Как верно заметил автор вступительной статьи к каталогу Аркадий Елфимов, «об этой коллекции должны знать все, в них наша история, наше, если хотите, русское мировоззрение, многовековой опыт народа». Эта коллекция, по его мнению, уже давно заслуживает быть введённой в научный оборот. И с Ар- кадием Григорьевичем нельзя не согласиться. И хочется верить, что издание альбома-каталога «Солонки. Коллекция Дмитрия Мизгулина» позволит приблизить этот момент «узнавания» и повышенного интереса к «серебряному» собранию сосудов для соли.
Чтобы не растерять «осколки» прошлого. И чтобы не забыть о «приметах минувшего быта», как написал об авоське в «Балладе о хозяйственной сетке» один, прежде всего, из самых заметных современных русских поэтов и коллекционеров, а уж потом, полагаю, известный банкир и меценат, член Союза писателей России Дмитрий Мизгулин. И не случайно, думается мне, особое предпочтение в своей страсти к коллекционированию он отдаёт именно солонкам. Очень уж поэтическое его творчество близко по духу творчеству тоже сибиряка – великого русского поэта Павла Васильева. Вспомните хотя бы его поэму «Соляной бунт».