Main menu

   Поэзия XXI века – преимущественно мятущаяся, остроугольная, плотская, одержимая страстями – «тихих лириков» отодвинула на второй план, спрятала за кулисами своего эстрадного карнавала. Жизнь духа стала – модой, пародией на самое себя. И позабылось как-то, что стихи могут рождаться из молитвенных движений души, с верой в милосердие Божие. А между тем – «Земные дни во мгле верша, / О небе думает душа».

   Не поймите меня превратно: книга Дмитрия Мизгулина вовсе не сборник стихов собственно церковного толка – и даже припорошенный снегом утренний ангел «…спросит тихо – как дела, / Совсем как человек». Тут скорее уместно говорить о «надобыденных» размышлениях о мире, о судьбе, о способности к сосредоточенному сердечному созерцанию – тех самых атрибутах духовной поэзии, вдохновленной желанием высказать внутреннее житие, личные переживания, обычно сокрытые от посторонних. О поэзии, ищущей отклика открытого сердца, преодолевшего стихию страстей. Редактор и составитель сборника Юрий Перминов говорит в предисловии: «Кто внимательно прочтет русскую поэзию , поймет, что суть этого пути предельно проста и раздражает только духовно-бесчувственных смердяковых. Ибо суть – душеспасительная. Константин Леонтьев признавался, что его влечет не страдающее, а поэтическое человечество. Это и есть Россия, и так ее чувствует Дмитрий Мизгулин…» Никакого спора «личности с эпохой»: «Не решай судьбу иных столетий, / Не гадай о будущем в тоске, / Слушай, как степной, полынный ветер / Говорит на русском языке…» И никакого менторства! Валерий Хомяков в статье «Вехи памяти» пишет: «Святость горнего мира, к которому стремится лирический герой, это нелегкий путь, путь сомнений, ошибок и падений. Не отсюда ли та “немая тревога”, с которой мчатся облака? Ибо внутренний труд по очищению своего сердца от соблазнов очень тяжел. И поэт не учит, не изрекает высокие истины, не встает в позу проповедника – он сам проходит этот путь, сам ищет духовные опоры».

«Все смешалось – счастье и невзгоды, / За туманной гранью бытия / В зеркале изменчивой природы / Сам себя узнаю вряд ли я…» Но саму книгу в череде иных поэтических сборников «не узнать» невозможно: она издана, что называется, на стыке жанров, и авторами равно могут быть названы фотограф Аркадий Елфимов, книжный график Василий Валериус и дизайнер Полина Винокурова, слившие стихи и фотографии в единую художественную сущность. Прием не новый – и даже популярный, сродни видео- и музыкально-поэтическим инсталляциям. И стихи, и изобразительный ряд могли бы прекрасно существовать сами по себе, но их единство только усиливает эмоциональный фон книги: образы оттеняют мелодику слов и «давно забытые детали» возвращаются – на крыльях бабочек. А главным, по-моему, является самое простое определение: это – красиво!  

Print Friendly, PDF & Email