Произведения Дмитрия Мизгулина в основном о России, о ее нынешнем состоянии, которое передается невольно и нам, читателям: автор явно сожалеет о былом и ушедшем.
Державою были великой,
А нынче - плывем налегке...
Колышутся лунные блики
На тусклой осенней реке.
В двух первых строках противопоставление дня вчерашнего и сегодняшнего: кем были и кем стали. Вторая строчка для российского менталитета особенно уничижительна - мало того, что плывем «по течению», абсолютно не сопротивляясь противоборствующим нам силам, «плывем» вдобавок еще и налегке, все былое, а главное - лучшее! - растеряв. Лирический герой этот упрек относит и к себе, взяв на себя ответственность говорить от общего «мы». Похоронный «мотив» усиливают «лунные блики» на «тусклой», готовящейся к зимней спячке, осенней реке. Печальная тональность стихотворения задевает за живое: действительно, кто кроме нас виноват в том, что «давно не пахнет русским духом»? Ведь сколько поколений, начиная с «безбожных» 20-30-х годов прошлого века, выросло на огульном отрицании Православия. Отказ от народной традиции породил у русского человека совсем иную, чем прежде, самоидентификацию. Мы доверились кумирам, как только была разрушена идея о Боге. Но свято место пусто не бывает - вот и появились местечковые божки смут и революций. Психологически обрабатывая массы словом, они утверждали, что «нет у революции начала, как нет у революции конца». И где становился такой языческий божок, там уже объявлялось место бо- жие. Все стало дозволено во имя некоего мифического «общечеловечества»: так зачем же нужны тогда гражданам мира патриотическая литература, как когда-то нашим предкам? Такими «добрыми» намерениями для человечества вымощена дорога в будущее.
Постигаешь эту мысль автора между строк не сразу: сначала начинаешь чувствовать боль и утрату - так жалко становится обманутых и ушедших, а уж потом задумываешься...
Тесно стало на кладбищах русских.
Громоздятся тяжелые плиты,
И проходы немыслимо узки,
И кресты, и ограды разбиты.
Поэт говорит, что эта судьба ожидает каждого, нужно делать что-то, чтобы привести не только кладбища в порядок, а всю Россию.
Он подчеркивает, что русский человек забыл свою настоящую веру, традиции, которые передавались из поколения в поколение, его память пуста. У современного человека совсем другие жизненные ценности, приоритеты, принципы. Ушла настоящая чистая любовь, на смену ей пришла пошлость, дружба сменилась предательством, ложью и корыстью. Уважение к родителям исчезло, теперь это личная выгода и способ выжить.
В стихотворениях Дмитрия Мизгулина преобладают темные цвета, которые невозможно закрасить белым.
Он часто пользуется не только перекрестной и парной, мужской и женской, рифмами.
Традиции. Вера. Устои.
А нам говорили - пустое...
А нас уверяли прогресс...
А нынче усталые лица
В телевизионных глазницах
Ликует полуденный бес.
Размер его стихотворений - обычно хорей или ямб. Ритм всегда точный, стихам: присуща музыкальность - все залиговано, нет резких обрывов. Это имеет значение для восприятия стихотворений читателями:
Такие нынче холода
Стоят в России, что беда...
Поэт использует огромное количество выразительных средств, среди них немало замечательных эпитетов, например, «изумрудный кедрач», «теплое мерцанье».
Иногда воображение поражают его сравнения:
Как будто нынче не морозы
Сковали мартовские дни
Как будто белые березы
Зажгли зеленые огни.
Им не уступают метафоры: «В дыму погребальном конца, заледеневшая душа».
Все это усиливает читательское впечатление до такой степени, что каждое стихотворение западает в сердце. Это просто необходимо для того, чтобы мы начали действовать, менять что-то в жизни, а не плыть по течению.
Автор оставляет нам огонек надежды, который так важно не потушить, а развести из него огонь в наших заледеневших сердцах.
Но все же не кончена битва –
Ведь где-то вершится молитва.
Я верю, что Русь устоит.
Ведь чье-то трепещет сердечко,
И где-то мальчишка со свечкой
У скорбной иконы стоит.
Дмитрий Мизгулин один из тех поэтов, что своим творчеством постоянно возвращает читателей к своим сокровенным истокам. Поэтому для него так важно в художественном произведении оставлять пространство для мыслящего человека, для которого оно неизбежно становится средством умножения пространства внутреннего. Этому способствует глубоко продуманная и выстраданная позиция гражданина и сына своей страны, она пробуждает надежду в читательской душе, не даёт ей уснуть...
Давно не пахнет русским духом —
Проветрено насквозь.
Но будь уверен — где-то ухнет
Могучее «авось».
Одно из стихотворений поэта выразительно названо «Места для боли почти не осталось...» - лучше, кажется, и нельзя определить гражданскую лирику Дмитрия Мизгулина. В этом названии уход от мора- лизаторского «мы» и нравоучительности, которая встречается еще в повелительных наклонениях у некоторых поэтов, представляющих гражданскую тему в лирике. Уже в первой строчке возникает образ, связанный не с коллективным «мы» и от того в чем-то безликим, а индивидуальным и образным «я», приглашающим читателя к сопереживанию. Интимность гражданской лирике сегодня просто необходима, поскольку живой, непосредственный, со своей неповторимой, выразительной интонацией голос поэта дойдет до скорбного читательского слуха, в отличие, скажем от плакатной застывшей обобщенности - «ты должен!». Может быть, кому-то такие гражданские стихи, напоминающие «Окна РОСТа» и покажутся правильными, но для молодежи они не будут иметь нужного восприятия. Нашей гражданской лирике, как мне кажется, нужен не «человек с ружьем» и в буденовке, а проповедник, пророк, посвятивший себя особенному монашескому служению своими стихами и верой в Россию. О христианстве не принято кричать на площадях, разговор с Богом происходит в молитве. И только в молитве приходит озарение;
Как много слов мы говорим подчас,
И думаем при этом мы едва ли.
Что, не расслышав вещий Божий глас.
Мы Бога в Русском Слове потеряли …
Дмитрий Мизгулин и сам хорошо осознает девальвацию нынешней гражданской поэзии, и поэтому пытается в своем поэтическом творчестве поднять слово на сакральную духовную высоту. Насколько удачно - судить дано ни автору, ни критикам, ни даже, думается, нынешнему поколению читателей.