«Живя в эпоху перемен, или наедине со строкой поэта»
Моя встреча с творчеством Дмитрия Мизгулина состоялась благодаря фонду «Возрождение Тобольска». Первой стала книга «Движение души», о ней я поделилась впечатлениями в статье «…Встрепенется и вспыхнет душа» («Тобольская правда», 12 апреля 2007г.). Вот некоторые мысли из неё: «Фотоживопись А.Елфимова, вступая в гармонию с поэзией Д.Мизгулина становится говорящей, а поэтические строки рядом с фотопейзажами кажутся осязаемыми. В этом необычном творческом диалоге происходит естественная перекличка двух талантливых душ … В творчестве Д.Мизгулина и А.Елфимова чувствуется постижение шаг за шагом земной красоты и восхищение ею, умение находить поэзию в любом явлении бытия… Фантастическая сила красоты природы не даёт зачерстветь душе, проникает в её глубины и заставляет её становиться чуткой и нежной…
Все земные законы круша,
Время мчится, сметая преграды…
Но бессмертной пребудет душа,
Вот о ней-то подумать и надо.
К этому призывают поэт и фотохудожник книга «Движение души» будет современна всегда: и сегодня, и завтра, и спустя сто лет. В ней присутствует вечное напоминание нам, что «душа обязана трудиться и день и ночь…». А всегда ли мы живем с ней в гармонии? «Пусть время не остудит движение души»…. Пусть она «в роковые минуты становится зрячей»!
А потом последовал их новый совместный книжный проект «Утренний ангел», о котором свои размышления выразила под названием «Ну здравствуй, ангел мой!» («Советская Сибирь», 19 декабря ,2009г.).
Процитирую несколько мыслей о второй книге: «От нового издания с поэтическим названием исходит всё тот же загадочный свет, как и от всех предыдущих. Но, возможно, более особенный. В чем же все-таки секрет? Да, наверное, в том, что они создаются с любовью не без Божьего дара»…
«Новый фото- и поэтический альбом – гармоничный фейерверк сильного, умного слова поэзии, прозы и чудных фотомгновений. Фейерверк, разящий читателя в самое сердце, пленящий его душу.
Застывшая в своем фотовеличии природа стала фотопамятью, фотоисторией и ушла в фотовечность… Уплыли в вечность и раздумья поэта о себе, о времени, о Родине…Два человека… Два откровения…
Под утро ангел прилетит
и постучит в окно…
Он спросит тихо: «Как дела?»
Совсем как человек…
А вы готовы к встрече с ангелом ?»
И вот, спустя десять лет, в моих руках оказались два тома избранных стихотворений Дмитрия Мизгулина.
Всем известно, что творческому человеку не присуща индифферентность. А сердце поэта обладает особым чутьем, его не обмануть. Оно лишено самоуспокоенности и поэтому откликается на все катаклизмы Родины….
Через стихотворную призму размышлений мы вновь и вновь переносимся в то непростое время для страны и поражаемся, как тонко и точно он его чувствовал и сумел передать читателю.
Д.Мизгулин пишет, словно кистью художника, черты той эпохи.
Талантливый поэт – индикатор общества. В этом нас особенно убедили классики Пушкин и Лермонтов, а позже – Маяковский, затем – известная плеяда поэтов-шестидесятников (ХХв.).
Д.Мизгулин создает психологический портрет целого поколения. Им замечены и отмечены все нюансы, духовные метаморфозы того времени и отдельного человека. Перед нами встает образ лирического героя с юности до зрелости. Мы являемся свидетелями того, как трудится его душа, как происходит познание жизни, как созревает его личность…
Перед многими стоял тогда мучительный выбор, как объективно оценить происходящие перемены, не потеряться в этом новом мире, найти правильные ориентиры, не ступить на легкую стезю, не предать себя и не изменить Родине.
Автор убедительно демонстрирует победу личности над собой, как она постепенно поднимается над своими слабостями, проявляя самокритичность…
Некоторые стихи поражают глубиной философских рассуждений…
Взгляд на лирического героя со стороны позволяет поэту объективно мыслить, показывая, как зреет сила духа человека, когда государство переживает тяжелейший кризис.
Историки этот переломный момент в жизни нашей страны изобразят своими методами, приемами, подходами, способами…
Душа же поэты – вечная страдалица, и мается она от любой дисгармонии вокруг. Она – обиталище сочувствия, сострадания, понимания… Она- постоянный двигатель творчества.
Поэзия Д.Мизгулина – ярко аргументированное дополнение к историческим исследованиям, отразившим тот период. Поэт ещё раз напоминает всем нам, что страна наша на всем огромном пути существования возрождалась неоднократно благодаря вере, надежде, любви, которые дарует нашему народу Бог.
Особо нужно отметить художественное оформление новых авторских книг Дмитрий Мизгулина. Дизайн отлично продуман ! Акварели (в стиле «a la Prima») просто восхитительны ! Они определяют цветовую гамму для восприятия поэтической мелодии. Такой художественный фон к стихам создает разное настроение, вызывает необходимые ассоциации.
Очень похвальна деталь дизайна – использование рукописей поэта, что придает изданиям особый литературный шарм. В этом видится ненавязчивый урок начинающим поэтам – над строкой надо немало потрудиться, чтобы выкристаллизировать её.
Думаю : здесь уместно будет вспомнить некоторые мысли из интервью с поэтом-переводчиком, Лауреатом Государственной премии (1983г.) Анатолием Преловским, вышедшим из одной «альма-матер» с В.Распутиным, А.Вампиловым.
В этом году (19 апреля) он мог бы встретить своё 85-летие.
Наша беседа состоялась в августе 2003 года, когда он приезжал в наш город по приглашению Тобольского музея-заповедника.
На свои двенадцать вопросов получила от него интересные ответы- размышления о поэте, современной поэзии, его творчестве, фольклоре разных народов.
Первый вопрос звучал так:
-Поэты всегда маялись на Руси. Их судьба всегда была трудна. Изменилось ли что-нибудь сегодня?
Ответ был таким:
- Поэта делает не только маета, хотя без неё нет поэта. Есть разные дарования, и Господь по-разному одаряет людей. Общая беда: отношение людей к своему дару- небрежение, нежелание его радовать… И ,конечно, боязнь маеты, которую развитие дара предполагает.
Размышляя о современной поэзии, давая ей характеристику, он подытожил:
- Поэтов не бывает много, не бывает никогда. Остается радовать каждому истинному таланту.
Нельзя было обойтись без этого вопроса:
- Что Вы пожелаете начинающим поэтам?
- Вдумчивой работы, нетерпимости к своей слабой строке
Черновики же со стихами Д.Мизгулина подтверждают кропотливую работу поэта над словом. А.В.Преловскому принадлежит такая строка (мечта): «Россию воплотить в стихе».
Творчество Д.Мизгулина, по-моему, и есть воплощение России в стихе. Критерием можно считать узнаваемость. Оставшись один на один с его поэтической строкой, читатель найдет подтверждение своим мыслям, воспоминаниям, сомнениям.
Поэт смотрит реальности в глаза…Стихотворение «Можжевеловая роща» пронизано беспокойством за природу, за неразумное вторжение в неё»
Красота спасет-чего уж проще…
Но молю, чтоб милосердный Бог
Эту можжевеловую рощу
О людей безумных уберег
Это обращение к сегодня живущим и потомкам.
К сожалению, многие проблемы, отраженные в поэзии Д.Мизгулина, актуальны до сих пор. В заборах поэт тоже видит отличительную примету времени, которую наблюдаем мы.
Заборы, заборы, заборы.
Весь мир – бесконечный забор !
И всё превращается в споры,
О чем бы ни шел разговор…
Его беспокоит не только экология окружающей среды, но и экология души.
Не суетись и не спеши –
Длина дорога…
Хотя бы часть своей души
Оставь для Бога.
А вот звучит емкое предупреждение читателю:
И если дрогнешь – всё отдашь,
Предав и тех, кого не знаешь.
Но если вспомнишь «Отче наш»,
То ничего не потеряешь…
Сколько эмоций, внимательно вчитавшись в стихи Д.Мизгулина, найдут умные советы, сделают для себя какое-то открытие, укрепят душу, обретут надежду.
Причинно-следственные связи
Не путай, глядя с высоты.
Лечебными бывают грязи
И ядовитыми цветы.
Решай, своё имея мненье,
Не отвергай чужой совет,
Бывает горечь пораженья
Достойней радости побед.
Невозможно передать все впечатления от знакомства с творчеством Дмитрия Мизгулина, тематика которого обширна. Читатель вместе с автором совершит увлекательное и познавательное путешествие во времени, побывает в памятных и заповедных уголках России и в отдельных европейских столицах, ступит под своды Храмов и монастырей, перенесется в знаменитые музейные залы, задумается не только о судьбах известных исторических лиц, но и над своей собственной. Стоит обратить внимание на раздел «Содержание», где по первым строчкам отдельных стихов можно составить свод жизненных правил, которые отличаются своей афористичностью. А стихотворение «Живя в эпоху перемен (с рефреном) может служить своеобразным поэтическим «манифестом».
Закончить свой краткий обзор хочется отрывком, в котором, несмотря на простоту, таится глубочайший смысл:
Безнадежно устав от прогресса,
От вселенских дорог вдалеке,
Золоченым сентябрьским лесом
Выйду к утренней тихой реке.
Пусть рядом с нами станет больше таких тихих приятных уголков, где человек будет черпать силы, вдохновляться, заряжаться новыми идеями, где он будет себя ощущать частью Божественной Природы.
Галина Минасьян 25 апреля-23 мая 2019г.
Член СЖ России г.Тобольск